Я, думаю, что эта информация будет интересно для всех любителей холодного оружия.
Газета «Приазовский рабочий» в гостях у Валентина Кищенко, больше всех в Мариуполе знающего о стрелах: «… Оказывается, не каждую стрелу пускали из лука и стрелы существовали не только для охоты или войны. Вот шаманская стрела для обрезания пуповины новорожденных из средневековой Западной Сибири, вся увешанная амулетами. На древке – разноцветные тряпочки по числу отрезанных пуповин. Другая стела использовалась при празднике медведя, культ которого почитали народы Севера. На ней настоящий медвежий наконечник и привязаны семь бубенчиков. А семь потому, что созвездие Большой Медведицы состоит из семи звезд. Человек-глашатай ходил по селению, звенел бубенцами и оповещал, что приближается праздник.
Стрела из Бурятии – свадебная. Человек ехал впереди свадебного кортежа и стрелой отгонял злых духов. Когда он входил в юрту невесты, должен был в прыжке рукой вбить стрелу в держащий юрту столб. Причем чем выше, тем семья будет счастливее. На стреле кроме украшающих ленточек укреплены три бронзовые пуговки: символы молодости, зрелости и старости невесты. Вот тотемная стрела из Северной Америки. Её использовали на праздниках, посвященных лисе. У неё и наконечник в виде хитрой лисьей морды. К стреле из Тувы привязаны до десятка амулетов: фигурка кабарги, древний религиозный символ свастика, зерна плодородия, различные бусинки, ленточки. Естественно, что такая стрела наверняка служила украшением жилища. А на шаманской стреле с Чукотки изображены злые духи, которых поборол шаман, и его покровители – белый медведь и мудрая птица ворон. На подобные стрелы их владельцы вешали все что угодно: монеты, скульптурки животных, любую найденную железку, но каждый предмет нес свой особый смысл.
У охотничьих и боевых стрел своя история. Ведь их подлинные наконечники несут в себе кровь трофеев и жертв. Наконечники охотничьих стрел были от нескольких миллиметров в диаметре для стрельбы по мелкому зверю и птице до больших трезубцев с зазубринами для крупной птицы или зверя. Оперенье стрелы укреплено под углом к оси, и такая стрела летит вращаясь, что улучшает точность выстрела. Некоторые стрелы в середине подпиливались, чтобы при попадании в медведя зверь обломал её и не смог смахнуть с себя. Есть стрелы с тупым тяжелым наконечником. Такой стрелой охотились на пушного зверя, чтобы не портить шкурку. И птицу можно оглушить, и стрела не потеряется. На Андоманских островах в Индийском океане и у эскимосов применялись стрелы, наконечники которых при попадании в добычу снимались со стрел, но были привязаны к древку, и с таким «хвостом» зверь далеко не убежит. А бушмены в Африке и сейчас охотятся с маленьким луком и стрелами, но стрелы у них – отравленные. Охотник подбирался к добыче на 5 – 8 метров, и ему нужно было лишь попасть в цель, а яд сделает свое дело. Каждая стрела несла свою индивидуальную метку охотника, чтобы не было сомнений, кто убил добычу.
Описать боевые стрелы – целая книга нужна. Наконечники – от кремниевых и костяных до бронзовых и железных. Длина и диаметр древка тоже разные. Короткие стрелы были у монголо-татар, так как они стреляя с лошадей. Длинные – у английских пеших лучников. На оперенье стрел шли перья хищных птиц, предпочтительно орлов, воронов, морских птиц. Кстати, самыми трудоемкими в изготовлении стрел были не наконечники, а именно древко. Ведь его из ветки не сделаешь, а нужна особая прямая высушенная древесина, которую сложно было найти. Практически во всех племенах были люди, которые профессионально занимались изготовлением стрел. И древний скиф, едучи на войну, вез с собой два колчана по 150 – 200 стрел. А профессиональный воин за одну минуту мог выпустить по цели 10 – 12 стрел. Кстати, в специальный литературе описано, что в 18-м веке на соревнованиях в Турции зафиксирован полет стрелы на 885 метров. А на Руси была мера длины стрелище – длина полета стрелы 225 метров.