Главная » Статьи » Рассказы

История одного завода
Длительность истории коннозаводства Украины исчисляется столетиями. Изначально конные заводы создавались для обеспечения лошадьми войск - как основного транспортного средства - это обосновывалось экономической необходимостью. Но времена изменились. Нынче коннозаводство - это престиж, основанный на финансовом расчете.
Но и из этого правила есть исключения. Примером этого может быть Первый Сумской конный завод. Завод, история которого началась с одного презента:
Этот конный завод строился быстро, крепко и качественно. В живописный ландшафт органично вписались постройки, левады, зимний манеж и ипподром. Спортивная конюшня красного кирпича, маточное отделение, тренировочный комплекс с обустроенным треком для проминки рысаков, конкурным полем, полевыми препятствиями. Пастбище, подсобные помещения, административный корпус, трибуны. Пожалуй, на сегодня это единственный комплекс в Украине, где одновременно могут проходить соревнования по выездке, конкуру, троеборью, пробегам и ипподромные испытания рысаков.
Живописные места - поле, лес, озера - экологически чистая зона и ровная местность подходили для строительства конезавода. Да и крупных конных хозяйств в этом регионе не было. Поэтому завод и назвали первым, - первым, созданным в Сумской области.
А предпосылкой для строительства такого комплекса стал подарок - серый в яблоках орловский рысак Агат. Подарок, полученный Владимиром Щербанем на полувековой юбилей.
С Агата - родившегося в один день с экс-главой Сумской области - и началась история создания завода.
Буланые, соловые, гнедые, вороные... Сегодня по пастбищу, отделенному от конюшенного комплекса водным каналом, гуляют лошади всевозможных мастей. Вороные и серые - орловской породы; рыжие и гнедые - украинской и европейских спортивных пород; изабелловые, буланые, соловые - представители торийских и ахалтекинских лошадей.
Агат был первым, но не единственным подарком. Позже появился ахалтекинец с голубыми глазами и бело-розовым окрасом, которыми характеризуется изабелловая масть. О его происхождении и нынче рассказывают легенды. По одной из версий - это лошадь президента Назарбаева, по другой - Сапармурата Ниязова, которую в завод подарил украинский бизнесмен. Впрочем, передаривать восточных лошадей - также очень давняя традиция, - но сведения, о еще одном приватном подарке конному заводу в виде текинского жеребца являются правдой. А в остальном:
Господин Назарбаев действительно имеет похожего жеребца по кличке Нурлы - но никому его не дарил.
Сапармурат Ниязов дарил ахалтекинца экс-президенту Кучме. Но копыта вороного Ап-Арслана никогда не ступали по сумской земле, - он остался в поместьях киевских.
О том, как ахалтекинец Паджарлы оказался в Сумском заводе, проделав путь из Ашхабада через Каспий в Астрахань, из Астрахани в Дивово на земле Рязанской, а уже оттуда в Украину - можно написать отдельный детектив. А на стыке 2002-2003 годов конь был доставлен в Патриотовку.
Впрочем, на этом легенды Сумского завода заканчиваются. Но основателя завода нынешние сотрудники продолжают вспоминать тепло. Как и его супругу, в достаточно почтенном возрасте впервые севшую в седло и стремившуюся как можно лучше освоить езду верхом. Ее любимец - буланый Талибан торийской породы, вырощеный в Мирогощанском аграрном колледже, - также на сегодняшний день находится здесь.
Благодаря регулярно проводимым соревнованиям масштаба Кубка Украины, Кубка Губернатора и турниров Сумской области завод в Патриотовке быстро стал любим конниками. Телевидение, радио, пресса широко освещали все мероприятия.
После неожиданного исчезновения Владимира Щербаня из области поползли слухи относительно полного развала конезавода. И теперь различные источники информации регулярно пытались сообщать о бедственном положении хозяйства, якобы брошенном на произвол судьбы его создателем и специалистами - вывозе некоторых лошадей за пределы Сумской области, а то и вовсе - сдаче на мясокомбинат. Нынешний руководитель конного завода Александр Шаповал, старший тренер Андрей Вощакин и тренер Екатерина Скаковская называют это бредом.
Основным направлением хозяйства является выращивание и подготовка спортивных и призовых лошадей, которых регулярно можно было увидеть на соревнованиях прошедшего сезона; дополнительным - производство карет и фаэтонов, предлагаемых на продажу в комплекте со съезженной упряжкой рысистых лошадей. И если о деятельности спортивного отделения любители классических видов спорта судят по выступлениям Андрея Вощакина и Натальи Понизовной, то о призовом отделении, лошади которого 'бегут' на ипподроме в Киеве - по езде на приз Александра Русинова. И ждут от него новых рекордов.

Источник: http://Интернет
Категория: Рассказы | Добавил: Кьяра (11.09.2008) | Автор: Эне Бердыева
Просмотров: 740 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]